На главную

Практическая работа №23

 Изучение устройства электрической дрели, определение дефектов и их устранение

 

Цель работы: получить практический навык в отыскании и устранении неисправностей в электрической дрели.

 

Для выполнения работы необходимо

знать:

-         возможные неисправности;

-         марки электродрелей;

уметь:

-      отыскивать неисправности;

-       устранять неисправности в электродрели.

 

Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники; ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники; ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

 

Оборудование:

-                   Дрель электрическая, мультиметр, омметры, наборы инструментов, соединительные провода с наконечниками.

 

Время выполнения: 2 часа

 

Краткая теория и методические рекомендации:

Для привода ручного инструмента, например электродрель используются коллекторные электродвигатели.

Если дрель перестала крутиться и появился запах гари. Дыма без огня не бывает, значит что-то сгорело или начало гореть. Разберем дрель, для этого выворачиваем саморезы из электродрели и снимаем одну половину пластмассового корпуса с другой. Под ней видим “сердце” всей нашей дрели – это электродвигатель.

Та часть, которая вращается – называется якорем, а та что окружает якорь и неподвижна – статором.

Из измерительных приборов для проверки составных частей электродвигателя нам понадобится цифровой мультиметр. Во вторых, необходим прибор ППЯ.

И так у нас в руках электродвигатель. Для его проверки нам нужно его разобрать, т.е извлечь отдельно якорь и статор.

На нем мы видим два шариковых подшипника и вентилятор обдува. Для начала немного разберемся с методом его проверки. Сначала нужно внимательно осмотреть якорь на наличие внешних повреждений. К ним относятся:

Если при внешнем осмотре ничего вышеперечисленного не обнаружено, то необходимо его проверить на межвитковое замыкание обмоток. Вот тут нам не обойтись без прибора ППЯ. В нашем случае он представляет собой магнитопровод из электротехнической стали, имеющую воздушный зазор в виде треугольного среза магнитопровода. Для проверки якорь укладывается на призму прибора, так как это показано на фото.

С якоря необходимо спрессовать передний подшипник снять вентилятор. Далее включаем прибор в сеть, включаем выключатель. В одну руку берем старое ножовочное полотно по металлу и располагаем параллельно пазов якоря (лежит слегка на пазе), а другой медленно проворачиваем якорь на призме.

Если в пазе якоря обмотка имеет межвитковое замыкание, то пластинка расположенная вблизи паза будет притягиваться и вибрировать. Если межвиткового нет, то слегка примагничиваться. Делаем полный оборот якоря на призме для проверки всех секций обмотки на внутреннее замыкание. В нашем случае имело место около 80% межвиткового замыкания обмоток. По этой причине якорь и перестал вращаться. Все якорь можно менять на новый, а можно и перемотать, что я и сделал. Второй вариант для более продвинутых и разбирать в этой статье нет смысла.

Прибор ППЯ имеет еще некоторые возможности. Это измерение утечки на корпус якоря и измерение ЭДС на соседних ламелях коллектора.

Проверка на утечку осуществляется таким образом. Якорь кладется на призму прибора, прибор включается в сеть, берете в руку щуп с одним выводом, прижимаете его к ламелям якоря.

Если неоновая лампа ярко загорается, значит обмотка якоря имеет замыкание на корпус магнитопровода.

Если загорится еле заметно, то замыкание на корпус через переходное сопротивление и может самоустраниться в некоторых случаях при естественной сушке изоляции. Если сопротивление изоляции нормальное, то лампа не загорится. Функцию измерения ЭДС на ламелях рассматривать не будем.

Эксплуатировать электродвигатель с утечкой или КЗ на корпус магнитопровода запрещено!

Это может привести к поражению электрическим током. Межвитковое замыкание катушек статора определить гораздо сложнее и для этого требуется специальный прибор для проверки статора. Хотелось бы еще обратить ваше внимание на состояние щеток электродвигателя.

Если они сильно изношены, подгорели или плохо прижимаются к коллектору якоря, их необходимо заменить новыми или растянуть пружинки, которые прижимают щетки. Часто из строя выходит также выключатель питания, шнур питания или вилка. Их также необходимо прозвонить.

 

Порядок выполнения работы и форма отчетности:

Задание 1. По приведенному выше рисунку описать название и назначение деталей электрической дрели.

Задание  2. Описать порядок устранения неисправностей

Задание  3. Под наблюдением преподавателя разобрать электродрель и провести диагностику его состояния.

Задание  4. Провести с помощью тестера проверку исправности шнура.

Задание 5. Собрать электродрель и под наблюдением преподавателя проверить его функционирование под напряжением.

Задание  6. Оформить отчет о проделанной работе

 

Контрольные вопросы:

1.     Какие неисправности электрической дрели  вам известны?

2.     Как устранить запах горелой изоляции в электродрели?

↑ Вверх