Практическая работа № 21
Поиск утечки фреона в холодильнике
Цель работы: получить практический навык в отыскании и устранении утечки фреона в холодильнике
Для выполнения работы необходимо
знать:
- возможные причины утечки фреона в холодильнике;
- марки холодильников;
уметь:
- отыскивать неисправности;
- устранять неисправности.
Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники; ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники; ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Оборудование:
- Техническая документация, омметры, наборы инструментов, соединительные провода с наконечниками.
Время выполнения: 2 часа
Краткая теория и методические рекомендации:
Холодильные агрегаты холодильников заполняются определенным количеством фреона. При недостатке или избытке фреона будет проявляться снижение холодопроизводительности. По мере уменьшения фреона, фреон будет перегреваться в каналах и стенки испарителя постепенно перестанут обмерзать. С уменьшением количества фреона постепенно будет происходить повышение температуры в камере, а это приведет к ухудшению охлаждения трубки сильфона, которая прижата к стенке испарителя.
Также, с уменьшением фреона в агрегате будет снижаться давление нагнетания в конденсаторе и соответственно сам конденсатор будет нагреваться все меньше, то есть, не будет происходить отбирание тепла. Понижение давлений всасывания и нагнетания приведет к повышению потребляемой мощности мотор-компрессора.
Поиск утечки фреона — в холодильнике
При полной утечке фреона холодильный агрегат будет работать в холостую, включая работу мотор-компрессора, шум работы компрессора при этом значительно снизится. Испаритель и конденсатор холодильного агрегата при данной работе примут значение температуры окружающей среды, то-есть, комнатной температуры воздуха.
Для устранения такого дефекта необходимо тщательно осмотреть весь холодильный агрегат. Утечке фреона могут способствовать различные:
микротрещины;
некачественная пайка либо сварка медных, стальных трубок;
изгиб трубок,
а также какие-либо механические повреждения. Признаки утечки фреона можно определить по следам появления смазочного масла на холодильном агрегате. Смазочное масло как Вы поняли, попадает в систему холодильного агрегата из двигателя \мотор-компрессора\.
На местах утечки фреона могут так-же образовываться коррозия металла, — в следствии попадания влаги в холодильный агрегат, влага может быть вызвана в свою очередь из-за конденсата. При обнаружении места течи на алюминиевом испарителе в виде точечной коррозии или незначительного повреждения, неисправность можно устранить пайкой алюминиевым припоем при помощи специального флюса \флюс 34 А\, но здесь нужно учитывать, что данный флюс способен вступать в реакцию с фреоном. Если утечка фреона обнаружена в стыке медноалюминиевой трубки, такой дефект желательно устранить в мастерской, если не имеются соответствующие условия при выполнении подобного рода ремонта.
Устранение утечки фреона
Если утечка фреона происходит в местах соединений стальных или медных трубок, либо через:
микротрещины;
поры,
- такой дефект устраняется методом пайки, твердым припоем ПСр-45. В том случае если утечка фреона обнаружилась, выявилась через штуцер, расположенный в кожухе мотор-компрессора в результате не плотного его закручивания, — в этом примере, агрегат можно заполнить фреоном без проведения каких-либо ремонтных работ.
При всех случаях после устранения неисправности, приведшей к утечке фреона, следует полностью проверить герметичность холодильного агрегата. Перед заполнением агрегата фреоном, необходимо «прополоскать» агрегат для удаления возможно имеющейся влаги. Для этого, в систему холодильного агрегата вводится небольшое количество фреона — 30 грамм, с этой целью одновременно проверяется герметичность агрегата, затем фреон выпускается наружу \в окружающую среду\ и заодно, вместе с фреоном высвобождается влага из холодильного агрегата. Данную профилактику обычно проводят два-три раза.
При проведении такой профилактики \полоскании\ необходимо проработать мотор-компрессору не менее пяти минут, а фреон следует выпускать через две три минуты после выключения \остановки\ мотор-компрессора. Здесь нужно учитывать, что при стравливании \выпускании\ фреона — не должен поступить воздух в систему агрегата.
Агрегат на свою герметичность проверяется путем:
тщательного осмотра за время работы мотор-компрессора;
галоидным течеискателем \ГТИ\.
Для заполнения агрегата фреоном обычно используется небольшой баллон \баллон с фреоном на 2-3 кг.\
Добавление фреона — в холодильный агрегат
Фреон добавляется в холодильный агрегат путем присоединения баллона к штуцеру расположенном на кожухе мотор-компрессора через капиллярную трубку \диаметр отверстия 0,8 мм\, соединение выполняется герметичным ключом, длина капиллярной трубки около одного метра.
Фреон следует добавлять во время циркуляции его в системе, то-есть, во время работы мотор-компрессора. Положение баллона должно быть при этом вентилем вниз либо в наклоне, чтобы в систему стекал жидкий фреон. После включения мотор-компрессора \через несколько минут\ штоком ключа открывается игла и фреон небольшими дозами впускается в кожух мотор-компрессора. Излишнее количество фреона необходимо стравить \выпустить\ после пяти минут отключения мотор-компрессора.
Но следует учитывать, что перед добавлением фреона или же перед его полной замене, выполняется так называемая осушка холодильного агрегата с той целью, чтобы исключить замерзание воды, а это может привести к ограниченному доступу фреона в испаритель либо к полному прекращению поступления фреона. То есть, наличие влаги в системе агрегата может привести к следующим неисправностям:
замораживанию воды в капиллярной трубке;
заеданию клапанов и трущихся частей мотор-компрессора;
межвитковому замыканию обмоток статора и дальнейшему перегоранию электродвигателя \мотор-компрессора\;
засорению цеолитового патрона смолистым веществом.
Смолистое вещество может образоваться в системе агрегата из-за взаимодействия масла с фреоном, если масло некачественное \необходимое для смазывания трущихся деталей компрессора\.
Если произойдет к примеру замерзание влаги внутри капилляра, последствия произойдут следующие:
мотор-компрессор выкачает фреон из испарителя;
дальнейшее поступление фреона будет невозможно;
мотор-компрессор будет работать непрерывно и испаритель \морозильная камера\ оттает полностью, соответственно холодильник, — продукты замораживать не будет.
Порядок выполнения работы и форма отчетности:
Задание 1. Описать порядок устранения утечки фреон.
Задание 2. Описать порядок добавление фреона — в холодильный агрегат.
Задание 3. Оформить отчет о проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Как влияет количество фреона на работу холодильника?
2. Что произойдет при замерзании влаги внутри капилляра?